«Помоги мне это сделать самому» — методика раннего развития Марии Монтессори

Методика Монтессори – известная система раннего развития детей. Разработала методику Мария Монтессори (итальянский доктор), в начале прошлого века. Сегодня ее используют в детских развивающих центрах и садах по всему миру, что доказывает результативность системы.

Методика Монтессори в теории — в чем суть и основные постулаты?

Основополагающий принцип – свобода ребенка в выборе игры и минимальное участие в этом процессе взрослого. Цель заключается в том, чтобы подтолкнуть малыша к саморазвитию, предоставив ему для этого все возможности: игрушки, дидактические материалы. Не зря главный девиз методики Монтессори: «Помоги мне это сделать самому».

При организации занятий учитываются следующие правила:

• воспитатель или родитель находится рядом с ребенком, но не участвует в игре, а только объясняет правила и помогает, если малыш об этом просит,
• ребенок сам выбирает материал и занимается с ним, сколько хочет, затем переходит к другому,
• малыша хвалят только за верно выполненные действия,
• чадо должно усвоить железное правило: «поиграл, убрал на место», это помогает воспитать в нем любовь к порядку,
• нужно постоянно вводить новые игры,
• ребенку нужно предоставить свободу и в повседневной жизни, не торопить его, когда он пытается что-то сделать сам: застегнуть рубашку, сложить одеяло.
Это лишь основные принципы. Мария Монтессори разработала целый свод рекомендаций, которые помогают вырастить самостоятельного, умного человечка. Занимаются по ним, в основном малыши — от 1 года до 6 лет.

Методика Монтессори на практике – в детских центрах и дома

Важное понятие в методике Монтессори – организация игровой среды. Она насчитывает несколько зон.

Сама основательница выделила 5 участков игровой среды:

• практической жизни, в которой находятся игрушки для развития бытовых навыков: доски со шнурками, замками, пуговицами, застежками, наборы для кухни, уборки,
• сенсорного развития, помогающая развить органы чувств и мелкую моторику: способствуют этому бусины, которые нужно разложить по ячейкам пинцетом, пирамидки, кубики, рамки-вкладыши с разными фигурами, коробочки с кубиками и шариками,
• зона математики: в ней дети осваивают логические понятии, играют с карточками с цифрами, сравнивают большие и маленькие предметы, учатся складывать, вычитать,
• языковая зона расширяет словарный запас (карточки со словами, гусеница-алфавит и другие),
• космическая зона знакомит малышей с окружающим миром (наборы с животными, модели гор, коллекции минералов, географические карты и так далее).
К этому списку часто добавляют зоны подвижных игр, рисования, музыки. Это развивает творческие способности малыша, которым в методике Монтессори уделяется мало внимания. Она больше направлена на стимуляцию логического мышления. За это, метод получает немало нареканий со стороны педагогов, однако дополнительные участки и занятия помогают восполнить пробел.

Подобным образом можно организовать пространство только в специальных центрах?

Необязательно. Это вполне реально и дома. Кухня и ванная комната сыграют роль зоны практической деятельности, в детской комнате можно сделать сенсорный участок. Нужно всего лишь разложить игрушки на полу, а не держать их в коробке. Подготовить дидактический материал можно самостоятельно: нарисовать карточки, нанизать крупные бусины на нитку, приколотить к доске замки. В большом количестве его продают в детских магазинах.

Методика Монтессори поможет сделать ребенка самостоятельно мыслящим и терпеливым. Малыши, которые занимаются по ней, начинают быстрее разговаривать, читать, считать. Но следует помнить, если занятия не доставляют удовольствия ребенку, лучше отказаться от них и попробовать другую систему. Благо, их сегодня великое множество.